Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей

1. После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.

2. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит проверку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

3. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

4. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. В предварительный список кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица, которые в силу установленных федеральным законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.

5. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка.

6. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

7. От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Комментарий к Ст. 326 УПК РФ

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки, составляемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании списков исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. В основе этих списков — данные об избирателях. В списки не включаются лица: 1) не достигшие возраста 25 лет; 2) имеющие судимость; 3) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

2. Отбор присяжных заседателей для участия в конкретном уголовном деле осуществляется из этих списков секретарем судебного заседания или помощником судьи, которому предстоит председательствовать в судебном заседании, по распоряжению последнего. Такое распоряжение отдается сразу же после назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей. Отбор присяжных заседателей на данном этапе носит технический характер; он производится путем случайной выборки.

3. В отборе кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения конкретных уголовных дел окружными (флотскими) военными судами назревает особая проблема. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. N 3-П, которое уже упоминалось в пункте 5 нашего комментария к статье 324 УПК, при рассмотрении окружным военным судом уголовного дела с участием присяжных заседателей предполагается, что «…коллегия присяжных заседателей формируется из граждан, постоянно проживающих на территории того субъекта Российской Федерации, где было совершено преступление…». Установленное в 2009 г. правило, согласно которому коллегия присяжных заседателей военными судами формируется путем случайной выборки из основного и запасного списков граждан, проживающих на территории ряда субъектов Российской Федерации (см. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 350-ФЗ, его полное наименование и источник опубликования указаны в предисловии к настоящему изданию), входит в противоречие с политико-правовой идеей, выраженной в вышеупомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, а равно и с правилами формирования коллегии присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел гражданскими судами общей юрисдикции. Для сведения и примера: юрисдикция Московского окружного военного суда распространяется на территорию Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, а также города Москвы, а юрисдикция Северо-Кавказского окружного военного суда — на территорию Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северной Осетии — Алании, Чеченской Республики, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Саратовской области и Ульяновской области (см. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 345-ФЗ, полное наименование и источник опубликования которого приводятся в авторском предисловии к настоящему изданию). Это значит, что коллегия присяжных заседателей при рассмотрении уголовного дела, подсудного Московскому окружному военному суду, будет сформирована на основании списков граждан, постоянно проживающих на территории всех вышеперечисленных субъектов Российской Федерации, и теоретически возможно, что в такой коллегии не окажется ни одного москвича, ни из столицы, ни из Московской области.