1. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного статьей 102 настоящего Кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.
2. При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.
3. К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, предусмотренные частью четвертой статьи 103 настоящего Кодекса.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 105 УПК РФ
1. Данная мера пресечения по своему содержанию близка к личному поручительству. Ее сущность заключается в том, что родители, опекуны, попечители, другие заслуживающие доверия лица, даже не состоящие в родстве с подозреваемым или обвиняемым, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором он находится, принимают на себя письменное обязательство (ручательство) обеспечить надлежащее поведение подростка в том смысле, в котором данное понятие приводится в статье 102 УПК, определяющей основания и одновременно цели применения любой меры пресечения: не покидать место жительства, являться по вызовам, не препятствовать производству по уголовному делу.
2. Комментируемая статья не упоминает ни о согласии перечисленных субъектов принять под присмотр несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, ни о согласии самого подозреваемого (обвиняемого) на применение такой меры пресечения. Между тем эти субъекты неоднородны. Обязанность присматривать за подопечным родителей, опекунов, попечителей и должностных лиц специализированного детского учреждения вытекает из их общих обязанностей, установленных законодательством о браке, семье, опеке и о деятельности специализированных детских учреждений. Поэтому орган расследования, избирая меру пресечения, о которой идет речь, вправе не считаться с желанием указанных лиц принять под присмотр несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Другие заслуживающие доверия лица, о которых говорится в части первой комментируемой статьи, будучи не связанными никакими обязанностями с подозреваемыми, обвиняемыми, могут принять на себя обязательства по присмотру только на сугубо добровольных началах. Это значит, что избранию меры пресечения должно предшествовать письменное ходатайство указанных лиц об отдаче несовершеннолетнего под их присмотр.