1. При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.
2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3. В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:
1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;
2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;
3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.
4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.
5. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.
6. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
7. При наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка.
Комментарий к Ст. 185 УПК РФ
1. Почтово-телеграфные отправления — это открытые и закрытые письма (простые, ценные, заказные), телеграммы, бандероли, посылки и др.
2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления производится в целях: а) получения сведений, имеющих значение для дела; б) воспрепятствования заинтересованным лицам передавать друг другу информацию, касающуюся хода расследования и могущую причинить ему ущерб; в) установления места нахождения скрывающегося обвиняемого или подозреваемого.
3. Наложение ареста производится в форме адресованного учреждению связи запрета доставлять определенные почтово-телеграфные отправления адресату без разрешения органа, наложившего арест, или, иначе говоря, их задержания.
4. Осмотр отправлений заключается в ознакомлении с их содержанием. Осмотр предшествует выемке.
5. Выемка производится с целью приобщения подлинника или копии письма или телеграммы к уголовному делу. Содержание посылки может быть приобщено к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.
6. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и выемка их в учреждениях связи могут производиться только на основании судебного решения.
7. Закон не ограничивает круг лиц, на отправления которых может быть наложен арест. Это значит, что арест может быть наложен на корреспонденцию не только обвиняемого или подозреваемого, но и любого другого лица, если она имеет значение для дела.
8. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления носит длящийся характер. Но в любом случае эта мера ограничена сроками расследования. Если необходимость в ее применении отпадает до истечения сроков расследования, следователь своим постановлением может отменить наложение ареста в любое время.
9. В постановлении судьи о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления должны быть изложены фактические обстоятельства, обусловливающие необходимость наложения ареста, и указано, чья и какая именно корреспонденция подлежит аресту и в какое учреждение связи подлежит направлению для исполнения данного постановления.
10. Арест может быть наложен как на входящие, так и на исходящие отправления. Постановление направляется в соответствующее учреждение связи. Одновременно следователь уведомляет о времени своего прибытия для производства осмотра и выемки задержанных отправлений.
11. Получив сообщение органа связи о задержании отправлений, указанных в постановлении, следователь прибывает для их осмотра с целью определения значения для дела содержащихся в отправлении сведений и необходимости его изъятия. Если по тактическим соображениям целесообразно, чтобы лицо не знало о наложении ареста на его корреспонденцию, подлинник корреспонденции не изымается, а копируется, фотографируется либо из него делаются выписки в протокол осмотра. В этих случаях следователь дает указания о доставлении подлинника адресату.
12. Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся в присутствии понятых из числа работников учреждения связи. Это обеспечивает сохранение в тайне содержания соответствующего отправления и факта наложения ареста. В необходимых случаях для участия в производстве выемки почтово-телеграфных отправлений вызываются соответствующий специалист, а также переводчик.
13. Наряду со следственным действием, предусмотренным комментируемой статьей, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (пункт 9 части первой статьи 6) предусмотрено оперативно-розыскное мероприятие под названием «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений», которое проводится также на основании судебного решения и результаты которого, в принципе, тоже могут быть представлены в уголовное дело и после соответствующей проверки по правилам УПК использованы в уголовно-процессуальном доказывании. Доказательствами же и в том и в другом случае могут служить тоже одинаковые по форме и сути носители информации: само почтовое, телеграфное или иное сообщение и документ, составленный по случаю его обнаружения и фиксации. Различие же заключается лишь в том, что оперативно-розыскное мероприятие временными рамками производства по уголовному делу не ограничено и, как правило, проводится до его возбуждения в целях накопления данных, необходимых для начала уголовного судопроизводства, да еще в том, что процедура оперативно-розыскного мероприятия, в отличие от следственного действия, не регламентирована (на практике оперативные работники копируют процедуру, установленную статьей 185 УПК). По своей засадно-выжидательной природе добыча сведений, содержащихся в почтово-телеграфных и иных сообщениях, носит, скорее, разведывательный, оперативно-розыскной негласный характер, несвойственный юстиционной, следственной деятельности.